<< Назад | |
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОНЫРОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 20.05.2016 г. № 230
306000, Курская область, пос. Поныри, ул.Ленина,14
тел. / факс (47135) 2-11-58
Об устойчивости функционирования
организаций, предприятий и учреждений
в чрезвычайных ситуациях
Во исполнение Федеральных законов от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в целях защиты населения Поныровского района при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Администрация Поныровского района Курской области п о с т а н о в л я е т:
при подготовке организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, руководствоваться настоящим положением;
обеспечить требования по повышению устойчивого функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях, особое внимание обратить на предприятия энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения;
обеспечить ежегодное наращивание количественных и качественных показателей, характеризующих устойчивое функционирование организаций в чрезвычайных ситуациях.
3. Постановление Главы Поныровского района № 187 от 10.05.2006 года «Об устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений в чрезвычайных ситуациях на территории Поныровского района» считать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Поныровского района, управляющего делами Э.Н. Шитикова.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Поныровского района В.С. Торубаров
Приложение № 1
Утверждено постановлением
Администрации Поныровского района
Курской области
от 20 мая 2016 года № 230
ПОЛОЖЕНИЕ
по подготовке предприятий, организаций и учреждений
к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях
1. Общие положения
1.1. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС) – комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2. Повышение устойчивого функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий и катастроф;
снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от их вторичных поражающих факторов;
создание условий для ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
1.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования осуществляют соответствующие комиссии по повышению устойчивого функционирования экономики (организаций).
На них возлагаются следующие задачи:
организация работы по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;
контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерав подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;
оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
организация исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;
обобщение данных и подготовка предложений главе муниципального образования (руководителю организации) по вопросам повышения устойчивого функционирования экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в режиме чрезвычайной ситуации;
обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.
1.4. На организации (предприятия) возлагаются:
планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивого их функционирования;
планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;
ответственность за выделения необходимых материальных и финансовых средств.
2. Основные направления повышения устойчивого функционирования
2.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики муниципального образования:
обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;
рациональное размещение производственных сил на территории города, района;
проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;
подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;
подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;
подготовка системы управления экономикой для решения задач в ЧС.
2.2. Основные направления повышения устойчивого функционирования учреждений, предприятий и организаций:
обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;
рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;
подготовка организаций к работе в ЧС;
подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС;
подготовка системы управления организаций для решения задач в ЧС.
2.3. По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивого функционирования.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).
2.4. Предложения по повышению устойчивого функционирования организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта повышения устойчивого функционирования экономики.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации рекомендуется оформлять отдельным документом - планом по повышению устойчивого функционирования организации.
Часть мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций предусматривается в соответствующих планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
2.5. Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.
В целом общая схема организации работы по повышению устойчивого функционирования организаций делится на 3 основных этапа:
I этап – исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места
в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по
устранению этих слабых, узких мест;
II этап – проверка и оценка предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения и тренировки).
III этап – реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.
3. Типовой перечень мероприятий по повышению
устойчивого функционирования экономики
3.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:
выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (далее АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);
анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе-источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.
3.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения, определяются основные пути реализации этих требований:
совершенствование основных фондов и производственных процессов;
разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
эффективный контроль за состоянием и проведение регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;
повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
выявлять источники ЧС;
прогнозировать последствия ЧС;
уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
своевременного оповещения персонала;
создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС;
подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
3.3. При создании новых, реконструкции (расширении существующих) хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:
размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;
рассредоточение элементов крупных объектов и их ограничение расширения крупных производств;
ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.
3.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по повышению устойчивого функционирования.
Эти цели должны достигаться путем:
защиты основных производственных фондов от поражающих факторов ЧС;
проведения специальных природоохранных мероприятий.
Защита основных производственных фондов:
повышение физической стойкости основных производственных фондов;
установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;
защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.
Природоохранительные мероприятия:
очистка стоков;
герметизация оборудования, трубопроводов;
снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
3.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:
обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;
устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
обеспечение безопасности работающей смены.
С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:
оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
совершенствование производственных связей с поставщиками;
подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
подготовка к работе по упрощенной технологии;
создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;
подготовка к использованию местных ресурсов;
обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
использование кабельных линий электропередач;
электроснабжение объекта от двух и более источников;
подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);
создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;
подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
3.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:
создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
заблаговременной подготовке сил и средств;
подготовки системы управления.
3.7. Типовыми мероприятиями по подготовке сил и средств являются:
создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;
создание резервных фондов материально-технических ресурсов;
подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
подготовка к использованию местных ресурсов;
создание и сохранность страхового фонда документации.
3.8. Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления являются:
разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;
обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;
создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности;
создание и поддержание в готовности системы оповещения;
создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
создание системы пунктов управления;
развитие системы связи в отрасли;
уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;
организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;
подготовка информационных центров организаций к работе в ЧС;
подготовка персонала органов управления организаций;
обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;
обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.
4. Типовые мероприятия по повышению устойчивого
функционирования в отраслях с опасными объектами (производствами)
4.1. Химически опасные объекты:
обеспечение персонала защитными сооружениями (далее ЗС);
обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;
создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;
обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;
подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;
подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.;
подготовка к санитарной обработке персонала;
накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;
обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;
подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;
регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (далее ОЭ);
размещение объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;
размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;
создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ;
ограничение объемов АХОВ, легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее ВВ), хранящихся на территории ОЭ;
подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
обвалование, поддоны;
сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;
применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;
герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;
регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;
строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;
подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;
обеспечение объектов формирований материально-техническими средствами для локализации ЧС;
устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;
оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения;
внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;
внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;
обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;
разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности;
разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;
регулирование импорта и экспорта АХОВ.
4.2. Взрывоопасные объекты:
обеспечение персонала ЗС;
обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;
подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;
подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;
накопление медицинских средств первой медицинской помощи;
обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;
размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;
создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;
предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;
автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);
установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);
разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;
обеспечение грозозащитными устройствами;
установка предохранительных клапанов для сбора давления;
обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;
использование несгораемых конструкций и материалов;
создание противопожарных разрывов и минеральных полос;
создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;
запрещение взрывных работ вблизи объектов;
строгое соблюдение правил пожарной безопасности;
обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;
обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;
подготовка пожарных проездов для пожарной техники.
4.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений:
создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;
создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;
утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;
обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;
создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;
размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);
установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС;
запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;
размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС;
проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;
применение бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах ЧС;
регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;
обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;
создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);
защита уникального и особо ценного оборудования;
создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;
берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;
подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;
локальная защита объектов и небольших участков территории;
подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;
подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;
гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;
подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.
4.4. Нефтяная и газовая отрасль:
перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;
создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;
резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;
разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;
размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;
подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги.
размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;
создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;
оборудования ОЭ байпасами и клапанами - отсеками в защитных колодцах;
подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии;
регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;
создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
4.5. На всех видах транспорта:
подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;
обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;
подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;
обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;
повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
4.6. На автомобильном транспорте:
подготовка объездов возможных зон ЧС;
подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;
установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ, для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;
подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;
рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;
создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;
накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;
совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;
строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;
подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т .п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;
совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;
разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.
4.7. На объектах энергетики:
распределение энергоисточников по районам и потребителям;
внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;
кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;
организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;
внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередач;
подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;
подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;
подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.
4.8. Пищевая промышленность:
обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);
создание и внедрение в производство закрытых (защищенных) технологических линий;
автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;
подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;
разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;
дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;
организация хранения запасов с повышенной герметизацией;
защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;
разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);
совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;
обеспечения предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;
совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;
снижение взрыво - и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающих ее загрязнение;
накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;
разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;
оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания водоисточников;
создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и других) в условиях ЧС.